5 современных школ москвы, в которых хочется учиться

Забота о педагогах

В 2020 году принимали меры и для защиты здоровья педагогов. Так, на дистанционный режим работы перевели учителей старшего возраста, а также имеющих хронические заболевания. Педагогов, которые продолжили работать очно, обеспечивали средствами индивидуальной защиты. При этом в самих образовательных учреждениях строго выполнялись санитарно-эпидемиологические требования.

Московским учителям была предоставлена возможность пройти вакцинацию от коронавируса одними из первых (еще до начала масштабной вакцинации). Также педагоги могли принять участие в пострегистрационном исследовании вакцины.

Стали опытнее и терпеливее: как прошел 2020 год для столичных учителей Педагог XXI века: интервью с победителями конкурса «Учителя года Москвы — 2020»

15 октября 2020 года в столице запустили сервис «Учитель на замену», который стал помощником для коллективов школ. С его помощью можно быстро найти замену для педагогов, которые находятся на больничном или ведут занятия дистанционно.

Сервисом воспользовались 138 школ и колледжей (всего поступило 970 заявок на замену учителя). В резерве находится 1592 анкеты педагогов.

Новый сервис позволил не прерывать полноценный учебный процесс, привлечь в школы наиболее мотивированных и успешных студентов педагогических вузов, а также обеспечить нагрузку педагогам дополнительного образования.

Какого результата ждут от всего этого

Главная цель — чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами

Фото: Veselin Borishev / Shutterstock

Согласно стратегии, это пойдёт на пользу всем сторонам образовательного процесса:

  • Школьники смогут использовать цифровой контент для персонализированного развития, а в определении собственной траектории им поможет ИИ.
  • У учителей станет в несколько раз меньше рутинной работы за счёт автоматизированной проверки домашних заданий, электронного расписания и документооборота, а возможностей для повышения квалификации — больше.
  • Родители улучшат контакт со школой.
  • Государство получит электронную отчётность и выйдет на новый уровень управления образовательной системой на основе объективных данных и удобных для граждан сервисов.
  • Школы смогут реализовывать индивидуальные траектории развития учащихся, применяя передовые цифровые технологии.

В образовательном сообществе на документ Минпросвещения, как и на аналог от Минобрнауки, отреагировали с недоверием. С одной стороны, сейчас только в 37% российских школ подключён скоростной интернет — значит, остальным школам ещё далеко до автоматизированной системы управления с отгрузкой данных. С другой стороны, в ставке на автоматизацию многие видят угрозу для занятости учителей: а нужен ли будет педагог, когда персонализацию, обратную связь и сбор достижений ученика возьмёт на себя ИИ? Этого опасаются, например, в профсоюзе «Учитель».

Как всё будет на самом деле, покажет время: это не первые и, вероятно, не последние проекты цифровизации образования.

Школа-пансион “Летово”

“Летово” — отдельный научный городок, где планируется готовить учеников для поступления в лучшие вузы мира. На территории в 60 гектаров поселения Сосенское расположены учебные корпуса, 10 жилых домов для студентов и педагогов, фруктовый сад, спортивные площадки, велосипедные дорожки и зоны для отдыха.

Здание школы Летово включает в себя 40 учебных классов, в том числе современные научные лаборатории, помещения для занятий информатикой, лингвистические классы. В корпусе будут функционировать пять библиотечных залов, театр и зимний сад. Также в здании школы разместятся кабинеты для индивидуальных занятий музыкой, студия звукозаписи, художественные мастерские, студия робототехники. В спортивном центре представлен зал для командных видов спорта, для занятий боевыми искусствами, бассейн, комната хореографии, крытая беговая дорожка, фитнес-зал.

Свои двери школа откроет с сентября 2018 года, а в настоящее время идет прием заявок от учащихся 7-11 классов со всей России. Как указано на интернет-сайте организации, в школу зачисляются все кандидаты, рекомендованные приемной комиссией вне зависимости от материального положения их семей. Если родители по определенным причинам не имеют возможности полностью оплатить обучение ребенка самостоятельно, у семьи есть возможность обратиться в Стипендиальный фонд школы.

Стоимость обучения в этой школе по стандартной системе обойдется родителям в 110 тысяч рублей в месяц, затраты на недельный пансион составят 125 тысяч, а полный пансион — 140 тысяч рублей в месяц.

Стоит отметить, что для того, чтобы ваш ребенок поступил в эту школу, у него должен быть большой интерес к знаниям и обязательно — способность изъясняться на двух языках: русском и английском.

«Московская электронная школа» и другие электронные ресурсы

Для дистанционного обучения использовали множество электронных образовательных ресурсов, таких как Московский образовательный телеканал, онлайн-школа Центра педагогического мастерства, сервис «Мои достижения», цифровая образовательная платформа московских колледжей, приложение «Дошкольники» и другие.

Однако основным ресурсом стала «Московская электронная школа». В библиотеке проекта сейчас размещено более 53 тысяч электронных сценариев уроков, 1,7 тысячи электронных учебных пособий, 348 учебников издательств, 245 произведений художественной литературы, 10 уникальных виртуальных лабораторий, более 470 тысяч единиц атомарного контента, 65 тысяч тестовых заданий и более 136 тысяч интерактивных образовательных приложений.

Цифровые кураторы, центр управления и новые функции: как будет развиваться «Московская электронная школа» Самодиагностика и видеоуроки: как «МЭШ» помогает школьникам в период дистанционного обучения

Во время пандемии COVID-19 «МЭШ» (наряду с образовательными платформами «Российская электронная школа», «Учи.ру» и онлайн-школой «Фоксфорд») вошла в число наиболее востребованных российскими школами цифровых ресурсов и сервисов, обеспечивающих дистанционное и электронное обучение по всем предметам с первого по 11-й класс.

С учетом опыта дистанционного образования в столице разработали новые сервисы для «Московской электронной школы», которые делают ее еще удобнее для пользователей. Так, появилась возможность организации видеоконференций для проведения онлайн-уроков. При этом подключиться к онлайн-занятию можно из электронного журнала, учителям не нужно создавать вебинарные комнаты и отправлять ссылки на онлайн-уроки ученикам. Среди других преимуществ — работа на одной платформе и автоматические уведомления, которые ученик получает в своем расписании. Оттуда же можно перейти в виртуальный класс. Кроме того, сервис обеспечивает безопасность детей. На урок не могут зайти незарегистрированные пользователи.

Также летом 2020 года в библиотеке «МЭШ» появилось более девяти тысяч видеоуроков длительностью до 12 минут от лучших педагогов Москвы. Это видеообъяснения основных тем школьной программы. Во время дистанционного обучения школьники воспользовались уроками более миллиона раз, чтобы изучить новую тему или повторить пройденный материал.

Также обновили сервис планирования для учителя. К каждому уроку в библиотеке «МЭШ» подбирается материал, связанный с конкретной темой. Из этого контента педагог выбирает необходимое для проведения занятия.

Еще запустили тематический каркас. Он объединил ключевые темы по всем школьным предметам, позволил вести тематическое планирование, связывающее между собой контрольные работы, видеообъяснения, цифровое домашнее задание и материалы библиотеки «МЭШ».

Память и патриотизм

Гражданско-патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти — неотъемлемая часть образовательного процесса. В школах Москвы создано более 1600 музеев, в том числе 811 военно-исторической тематики. Под патронатом школ и колледжей столицы находятся более тысячи воинских захоронений, памятников и обелисков, установленных в честь героев войн.

Более 25 тысяч ребят обучаются в кадетских классах. В движении «Юнармия» состоят свыше 21 тысячи московских школьников.

В олимпиаде «Москва — столица многонациональной России» приняли участие более 3,1 тысячи человек. Кроме того, реализуются проекты «Путь героя» (более тысячи учащихся из 48 школ, носящих имена героев) и «Мой район в годы войны» (более 36 тысяч участников).

Также в 2020 году проводили олимпиады «Музеи. Парки. Усадьбы» и «История и культура храмов столицы» (свыше 165 тысяч участников), олимпиаду-сочинение «Не прервется связь поколений» (более 17 тысяч участников), мероприятия проектов «Субботы московского школьника» (свыше 270 тысяч участников), «Учебный день в музее» (более 60 тысяч участников), «Московское кино в школе» (свыше 20 тысяч участников), «Московский экскурсовод» (свыше 17 тысяч участников), чемпионат города Москвы по баскетболу среди столичных школ «Победный мяч» (более 95 тысяч участников), мероприятия движения «Готов к труду и обороне» (свыше 580 тысяч участников), соревнования по шахматам «Белая ладья» и «Пешка и ферзь» (свыше 20 тысяч участников).

Новая школа на Мосфильмовской

Новая частная школа, созданная благотворительным фондом «Дар», открыла свои двери в сентябре этого года. Это еще одно уникальное образовательное учреждение, где ребенку помогают полностью раскрыть свои способности, определиться с выбором будущей профессии. На уроки здесь ходят с удовольствием. Образовательный процесс в школе строится по личному профилю ученика, его интересам, возможностям и устремлениям.

Регулярно в Новой школе проходят тематические недели. Например, неделя, посвященная экологии, когда детям прививают бережное отношение к природе. На каждом уроке учителя обязательно говорят об этом. К примеру, на информатике преподаватель читает лекцию на тему «Как развитие технологий влияет на природу», а на уроке физкультуры демонстрируют современные модели кроссовок, созданные из переработанных материалов. Кроме того, устраивают кинопоказы, перфомансы и экоуроки со специально приглашенными гостями.

Еще одна особенность школы — интерьер, продуманный до мелочей. С первого взгляда кажется, что здесь очень уютно. Еще бы — помимо архитектурных решений огромное значение уделяется и самой обстановке, максимально приближенной к домашней. А если приглядеться, то можно почувствовать уникальную, продуманную атмосферу неуспокоенности, которая, с одной стороны, не дает ребенку останавливаться, с другой позволяет ему постоянно саморазвиваться. Во время перемен он не будет просто сидеть в рекреации на подоконниках, потому что здесь можно заняться куда более интересными делами.

На территории школы расположен большой трансформируемый спортивный зал, игровой зал для младших школьников, тренажерный зал, скалодром. Одно из излюбленных мест школьников — чёрная стена на первом этаже, где ученики оставляют друг другу послания, пишут мелом объявления, анонсы и рисуют забавные картинки. Буйство фантазии, энергия через край, эмоции не остановить? Пиши, рисуй! Кроме того, целый этаж в школе отдан под различные мастерские, а другой — под лаборатории.

У учеников Новой школы помимо обязательных уроков во второй половине дня большой выбор дополнительных занятий по самым разным направлениям. Это гончарная и кулинарная мастерские, программирование, футбол, public speaking, развитие креативного мышления, инженерия, биоарт, финансовая грамотность, ораторское искусство, скульптура, москвоведение, электрохимия и другие курсы. Школа не навязывает новому поколению рамки сиюминутных «трендов», но следит за теми, которые действительно интересны ученикам. В октябре школа совместно с московским театром «Мастерская Петра Фоменко» запускает театральную студию для учеников 5-6 и 7-8 классов.

Зачем оцифровывать школы

В стратегии перечислено несколько проблем, которые можно решить за счёт цифровой трансформации:

Некачественный и неверифицированный образовательный контент. Бумажные учебники в школы закупает государство, и в стратегии говорится о том, что это большие затраты. В то же время в официальном федеральном перечне учебников, по мнению разработчиков стратегии, много лишнего: встречаются даже экземпляры с фейковыми информационными блоками, с помощью которых создаётся «идеологический подрыв» (цитата из паспорта стратегии). Что касается цифрового образовательного контента, то он сейчас существует на разрозненных платформах, нет единой точки сборки, где размещались бы все верифицированные властями и соответствующие стандартам учебные материалы.


Фото: ESB Professional / Shutterstock

Риски кражи персональных данных учителей, учеников и их родителей. Угрозу кибербезопасности создаёт всё тот же разброс цифровых систем: пользователям приходится регистрироваться на множестве разных платформ, и не все из них хорошо защищены. Кроме того, в стратегии отмечается, что возможности цифровых инструментов дискредитируют «фейковые образовательные порталы — множественные онлайн-школы».

Большие временные затраты педагогов на ручной ввод информации в различные системы и проблемы с качеством этих данных. «До четырёх часов в день тратят в среднем учителя на заполнение различных отчётов, большая часть которых не связана ни с учебным предметом, ни с классным руководством», — утверждается в стратегии. Ресурсов и стимулов, чтобы выверять эту информацию, у педагогов нет, интеграции между разными информационными системами — тоже. Такие данные не могут быть достойной базой для управленческих решений.

Ограниченность и непрозрачность «аналоговых» форматов обучения. Даже за обычный тест с выбором ответа ученик получает оценку только после того, как учитель проверит его вручную. Нагрузка на педагогов огромная, а обратную связь при этом нельзя назвать оперативной. К тому же бумажные учебные материалы сложнее адаптировать для детей, у которых есть проблемы со здоровьем. В стратегии указано ещё одно ограничение — бумажные форматы не дают учителям, родителям и самим ученикам такого количества объективных данных тестирования и результатов для наполнения портфолио, как цифровые.

Интернет и гаджеты для детей — средство развлечения, но не обучения

Цифровые продукты конкурируют со школой за внимание учеников, и их возможности не используются в процессе обучения. Кроме того, родители и ученики зачастую не знают, где в интернете найти полезные конкурсы, записаться на курсы, получить цифровой сертификат на дополнительное образование.

Школа № 1392 им. Д. В. Рябинкина​ в Ватутинках

Современная школа, удобная во всех смыслах для ее учеников. Начиная от входа в здание и заканчивая школьной мебелью.  Школа построена по принципу безбарьерной среды — вход в здание не имеет крыльца и находится на одном уровне с тротуаром. Сама школа разделена на четыре основных блока: учебный, спортивный, блок питания и досуга.  Для учеников младших классов предусмотрен отдельный вход, куда они могут зайти с родителями и спокойно раздеться. Вместо привычного гардероба с дежурными и очередями — просторные помещения с индивидуальными шкафчиками для обуви и стойками с крючками.

Все учебные классы оснащены трансформер-мебелью, поэтому она растет вместе с учеником. Вместо классической доски на стене магнитно-маркерная доска и интерактивная мультимедийная панель с диагональю более двух метров. Поэтому даже тот, кто сидит на “галерке”, легко увидит написанное.  А вот кабинеты химии, физики и биологии больше напоминают лаборатории в научно-исследовательских центрах. В них такая же мебель из химостойкого пластика и специальное оборудование для проведения опытов и экспериментов. Кроме того, в школе есть различные мастерские: станкостроения, робототехники, шитья и кулинарии, а также целый столярный цех.

Еще одна особенность этого образовательного учреждения — две собственные метеостанции. Классическая и современная электронная

Нельзя не уделить внимание и спортивному блоку школы, который включает в себя сразу пять залов: четыре физкультурных с гимнастическим и спортивным инвентарем и один зал для хореографии

Библиотека школы заслуживает отдельного описания. На территории 900 кв. метров помимо книжных стеллажей и “электронной библиотеки” с 40 компьютерами расположился центр с отдельной конференц-зоной. Для удобства учеников библиотека оснащена большим количеством пуфов, диванов и столов.

ЕГЭ и олимпиады

Результаты сдачи ЕГЭ по итогам 2019/2020 учебного года показали, что даже в пандемию качество знаний и конкурентоспособность московских выпускников остаются на высоком уровне. Так, по итогам ЕГЭ в 2020 году 38,8 процента выпускников московских школ набрали 220 и более баллов по трем предметам (в 2019-м — 38,8 процента).

Из-за пандемии в 2019/2020 учебном году не проводился заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников. Призерами стали участники регионального этапа, вышедшие в финал. Московские школьники получили 598 дипломов (учащиеся 10–11-х классов, в других классах дипломы не присуждались). В целом участниками заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников стали 1904 ученика (в 2019-м — 1717 школьников).

В 2020 году на международных предметных олимпиадах московские школьники завоевали 17 наград — 10 золотых и семь серебряных медалей. А с 16 по 22 декабря 2020 года прошла V Московская олимпиада школьников крупных городов и столиц мира (олимпиада мегаполисов). Ее участниками стали 240 человек из 31 мегаполиса мира (28 стран). Олимпиада проводилась по четырем предметам: математике, информатике, физике и химии. По итогам команда Москвы заняла первое место, набрав 744,27 балла и обойдя в балльном зачете школьников из таких городов, как Ханой (654,82 балла), Бухарест (639,27 балла), Гонконг (586,35 балла), Краков (574,70 балла) и другие.

Хорошевская прогимназия («Хорошкола»)

Хорошевская школа — это одновременно детский сад, начальная и основная школы. В качестве образовательной программы для детей специалисты используют поистине новаторскую для России идею развития в процессе обучения трех основных способностей человека: IQ (коэффициент интеллекта), EQ (эмоциональный интеллект) и VQ (коэффициент жизненной энергии).

«Хорошкола» разрабатывалась высокопрофессиональными норвежскими архитекторами совместно с педагогами и психологами. В результате сотрудничества мастеров своего дела здание стало инструментом, дополнительно и довольно ощутимо способствующим повышению качества образования. Это образовательное учреждение напоминает современный бизнес-центр как внутри, так и снаружи: витражное остекление, шестиметровые витражи, открытые пространства, лестницы из стеклофибробетона, широкие коридоры и многоярусные атриумы.

Вместо привычных классов дети занимаются в многофункциональных аудиториях, оснащенных самым передовым оборудованием и современной техникой. К примеру, доска в классах электронная, поэтому никогда не возникает вопрос, кто пойдет отмывать ее от мела или где этот самый мел взять.

Руководство школы большое внимание уделяет безопасности, поэтому здание этого учреждения оснащено технологией «умный дом» и полностью контролируется системой видеонаблюдения с датчиками движения. В школе есть 25-метровый бассейн, спортивный зал, медиацентр для интерактивного обучения, студия живописи, живой уголок для младших классов и зимний сад под открытым небом

В школе есть 25-метровый бассейн, спортивный зал, медиацентр для интерактивного обучения, студия живописи, живой уголок для младших классов и зимний сад под открытым небом.

Для проведения различных опытов и экспериментов в «Хорошколе» создали научно-инженерный кампус. Кроме всего этого в школе детей обучают игре в шахматы, робототехнике и основам программирования, самой хлебной профессии в 21-м веке.

Новые здания и задачи на будущее

В 2011–2020 годах столичная система образования получила 111 зданий школ на 65,7 тысячи мест и 302 здания для дошкольников на 51,3 тысячи мест.

В 2020-м открыты 14 школ и 27 детских садов. В каждом здании создана безбарьерная среда для маломобильных граждан.

Приоритетные задачи московской системы образования на 2021 год:

— развитие предпрофильного, профильного, предпрофессионального образования;

— продолжение реализации проекта «Школа старшеклассников» и формирование современной предпрофессиональной среды старшей школы;

— развитие «МЭШ» как интегратора лучших образовательных ресурсов, библиотеки образовательных материалов мирового уровня, инструмента настройки и развития персональной образовательной траектории, аналитической базы управления на основе обработки больших данных, востребованного и полезного помощника для учеников и родителей;

— развитие системы независимых диагностик, в том числе с учетом изменения формата проведения международных исследований качества образования;

— воспитание в учениках ответственного поведения в современном мире, уважительного отношения к отечественной истории и культуре;

— развитие механизмов совершенствования профессионального мастерства учащихся столичных колледжей;

— повышение роли классного руководителя;

— дальнейшее повышение качества управления школами, в том числе на основе анализа больших данных, для достижения массовых высоких образовательных результатов;

— улучшение условий для профессионального развития учителей;

— стандартизация подходов к проектированию, оснащению, строительству, ремонту объектов образования с учетом мирового опыта;

— дальнейшая реализация направлений, предусмотренных национальным проектом «Образование».

«Цифровой репетитор»

В феврале 2021 года в 80 столичных школах был введен пилотный проект «Цифровой репетитор». Он создан для детей, которые оказались в трудной жизненной ситуации и хотят улучшить свою успеваемость.

На первом этапе воспользоваться услугами цифровых репетиторов могут более 800 учащихся шестых — восьмых классов. Заявку на участие в проекте можно подать через личный кабинет школьника в электронном дневнике «МЭШ».

Дополнительные онлайн-занятия — два урока в неделю — проводятся бесплатно по видео-конференц-связи «МЭШ». Занятия рассчитаны на мини-группы (от трех до пяти человек). Ребятам помогают подтянуть знания по русскому и английскому языкам, алгебре и геометрии, физике и химии. Можно выбрать до двух предметов, уроки включаются в электронное расписание школьника.

Участниками проекта стали около 500 педагогов. Более 90 процентов из них — учителя московских школ и педагоги дополнительного образования, остальные — студенты педагогических вузов. Многие студенты ранее участвовали в проекте «Учитель на замену». Они вели занятия в школах вместо заболевших учителей или работали ассистентами педагогов, проводивших занятия из дома.

Для учителей — участников проекта были организованы курсы повышения квалификации по эффективному дистанционному обучению с использованием «МЭШ» и других городских образовательных ресурсов.

По мере расширения проекта планируется сформировать постоянно пополняемую базу учителей. Школьным педагогам, чьи ученики показывают высокие образовательные результаты, будут направляться специальные приглашения.

В ближайших планах организовать дополнительные занятия по русскому и английскому языкам, алгебре, геометрии и обществознанию для учащихся 9–11-х классов, а также расширить перечень предметов для учеников шестых — восьмых классов с учетом мнения родителей.

Инженерный корпус школы №548, совхоз им. Ленина

Это образовательное учреждение многие называют школой будущего, и неспроста. Во-первых, само здание школы явно выбивается из ряда привычных глазу «инкубаторских» типовых строений. Оно имеет необычную форму и кажется полностью стеклянным из-за больших современных окон от потолка до пола. Все учебные классы также находятся за стеклянными перегородками. Поэтому школу часто называют прозрачной. Дизайн этого учебного заведения был разработан известным архитектурным бюро с учетом технико-творческих пожеланий учителей, администрации и инвестора, в роли которого выступил совхоз им.Ленина.

Не менее интересным видится и внутреннее строение школы. Для удобства учеников здание функционально разделили на два учебных крыла — для младших и старших классов, а между ними органично расположилась центральная часть со столовой, библиотекой и актовым залом. В каждом крыле есть учебные классы, атриумы и спортивные залы.  В рекреациях – множество пуфиков, диваны, книжные полки и даже телевизор. Еще у них есть 12-метровый скалодром с семью трассами разной степени сложности, тренироваться на котором можно во время перемен.

Для школьников начальных классов предусмотрено место для подвижных игр, на территории расположен неожиданный для привычной строгости учебного интерьера мягкий вулкан и труба-горка, чтобы быстрее спускаться со второго этажа на первый.

У старшеклассников – просто многофункциональный центр, состоящий не только из учебных классов, но и различных мастерских. Обычно в школах их принято называть кабинетами труда, но здесь это полноценные профессиональные цеха, как на фабриках и заводах: аккуратные швейные и столярные мастерские, покрасочный цех, кулинарный класс, помещения для робототехники и металлообработки.

Для творческих натур в школе работают архитектурная и художественная мастерские, телестудия и студия звукозаписи, а также естественнонаучная лаборатория для будущих ученых.

Стоит отметить, что школа государственная и обучение в ней бесплатное.

Какие сервисы планируется разработать

В структуре стратегии выделяется так называемый большой межведомственный проект «Цифровая трансформация отрасли „Образование (общее)“». Минпросвещения будет управлять им совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. За реализацию отвечает подведомственный Минпросвещения Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО). Участвуют министерства культуры и спорта, а также Рособрнадзор. Как иные возможные участники указаны субъекты федерации и ИТ-компании. Об источниках финансирования в стратегии говорится только, что проект планируется реализовать за счёт федерального бюджета, но необходимый для этого объём средств не указан.

В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год.

1. К сервису «Библиотека цифрового образовательного контента», где будет содержаться базовый и вариативный верифицированный контент, к 2030 году должны получить доступ все учащиеся и педагоги. Предполагается, что уже к 2024 году треть всех уроков будет проводиться с использованием современных цифровых материалов. Составители стратегии рассчитывают, что сервис позволит одновременно реализовывать образовательные программы углублённого уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и повышать профессиональные компетенции педагогов. О судьбе бумажных учебников и тетрадей документ ничего не говорит.

2. «Цифровой помощник ученика», судя по описанию, должен быть рекомендательной системой, которая будет составлять для учащихся персонализированные подборки учебных материалов и планы обучения на основе цифрового профиля. Выгрузку данных для профилей планируется организовать уже в этом году, возможность предоставлять подборки по запросу — к 2024 году. Полноценный «цифровой органайзер» для планирования обучения должен появиться к 2030 году. В стратегии подчёркивается ориентация на саморазвитие и самообразование — например, ученики должны проходить самообследование на выявление интересов и склонностей и вести самодиагностику того, как они осваивают образовательную программу.

3. Сервис «Цифровое портфолио ученика» похож по описанию на анонсированную Рособрнадзором платформу «Мои успехи». С согласия родителей он будет фиксировать образовательную траекторию и все достижения ученика. По данным сервиса можно будет сформировать пакет документов для поступления в вуз или колледж. Согласно стратегии, эти функции будут доступны к 2024 году. А в 2030 году, по плану, школьник сможет управлять образовательной траекторией на основе бесшовного перехода между разными сервисами и с использованием технологий искусственного интеллекта.

4. Сервис «Цифровой помощник родителей» станет каналом взаимодействия школы и родителей, в том числе обеспечит обмен мгновенными сообщениями с учителями. Первым, уже в 2021 году, должен заработать сервис автоматизированной записи в школу. К 2024 году родители смогут записывать детей в школы, сады и на программы дополнительного образования по принципу «4 ОК» (то есть без лишних поисков и кликов). К 2030 году в систему должны добавиться олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании.

5. Задача сервиса «Цифровой помощник учителя» — автоматизировать за счёт систем искусственного интеллекта часть работы педагогов: проверку всех домашних заданий, для которых это возможно (по оценке стратегии, их более 50% — этого показателя планируется достичь к 2030 году) и планирование рабочих программ. Другой частью сервиса должна стать система повышения квалификации педагогов в онлайн-формате. Цифровые курсы должны стать доступны учителям уже в 2021 году, к 2024-му каждому должен предлагаться перечень необходимых именно ему программ, а к 2030-му сервис должен стать проактивным, то есть предугадывать потребности и запросы педагогов.

Профильные классы и проект «Школа старшеклассников»

В столичных школах ребята проходят предпрофессиональную подготовку, для учеников доступно несколько направлений. Среди образовательных проектов:

— «Инженерный класс в московской школе» — участвуют 117 школ, более девяти тысяч ребят, вузы, научно-исследовательские институты и высокотехнологичные предприятия (новые направления — «Атомный класс» и «Курчатовский класс»);

— «Медицинский класс в московской школе» — участвуют 75 школ, более пяти тысяч ребят, Первый московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова, Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова и организации здравоохранения;

— «ИТ-класс в московской школе» — участвуют 67 школ, более трех тысяч ребят, вузы и ИТ-компании;

— «Кадетский класс в московской школе» — участвуют 249 школ, более 25 тысяч ребят, силовые ведомства и структуры;

— «Академический (научно-технологический) класс в московской школе» — участвуют 28 школ, более двух тысяч ребят, научные организации и вузы (новое направление — «Предпринимательский класс»);

— «Московский предуниверсарий» — участвуют 16 вузов, более 6,3 тысячи ребят;

— «Новый педагогический класс в московской школе» — участвуют 24 школы, более 1,4 тысячи ребят, организации, работающие в сфере образования;

— «Медиакласс в московской школе» — новое направление предпрофессионального образования; участвуют более 20 школ, имеющих опыт развития собственных медиастудий, 13 вузов — лидеров в подготовке в области медиаиндустрии и массовых коммуникаций, а также крупные информационные агентства и ведущие СМИ. Полномасштабный старт проекта намечен на 1 сентября 2021 года, а с 1 января 2021 года идет подготовительный этап.

В 2019/2020 учебном году для участия в предпрофессиональном экзамене зарегистрировались 15 тысяч московских выпускников.

Также в столице начал работу проект «Школа старшеклассников». В старшей школе создается современная технологическая среда для проведения лабораторных, экспериментальных и исследовательских работ, характерных для профильного и предпрофессионального образования.

В перспективе реализация проектов предпрофессионального образования позволит всем ученикам старших классов Москвы осознанно выбрать подходящую профессию. Это обеспечит качественно новый уровень подготовки ребят перед поступлением в колледжи и вузы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector