Район таганский в цао: описание, недвижимость, достоинства и недостатки

Болвановка

По преданию, ранее здесь находилось урочище Болвановка. Его место можно определить по церкви Николая Чудотворца на Болвановке, известной с 1632 г. и перестроенной в камне на рубеже XVII— XVIII вв. (Верхняя Радищевская ул., 20). По мнению П.В. Сытина, в XVII в. здесь находилась ремесленная Болвановская слобода, жители которой делали из дерева болванки для пошива мужских головных уборов. Другое объяснение связывает это название с тем, что на этих местах перед привезенными из Орды войлочными изображениями ханов — «болванами» — московские князья давали им присягу перед татарскими послами. И хотя второе объяснение ближе к истине, оно все же не соответствует действительности. В этих местах заканчивалась дорога, шедшая в Москву из Рязани и Орды, и именно здесь перед въездом в столицу останавливались восточные купцы, выплачивавшие тут необходимые таможенные и другие пошлины. Подтверждением этого является то, что летописью еще под 1380 г. упоминается проходившая здесь Болвановская дорога.

Певческая слобода

Что же касается территории Белого города, то в этой его части была известна лишь одна небольшая Певческая слобода патриарших певчих, о которой ныне напоминает лишь Певческий переулок, расположившийся между Маросейкой, Покровкой и Солянкой.

Православная церковь всегда имела для исполнения богослужебного пения особых певцов при каждом храме. Помимо этого приблизительно с XV в. существовали особые митрополичьи (затем патриаршие) певчие — т.н. патриаршие певчие дьяки и поддьяки. При патриархе Филарете (по данным 1626 г.) их считалось 29 человек, а к концу XVII в. их стало уже 50. Певчие дьяки (их всегда было 10 человек) разделялись на две статьи или станицы, по пяти человек в каждой. Певчие поддьяки образовывали шесть станиц, большей частью также по пять человек. Довольно часто к ним присоединялась еще седьмая станица, состоявшая из новичков. Все певчие дьяки и поддьяки делились по возрасту на больших (или возрастных) и малых (или недоростков). Возрастным певчим дозволялось вступать в брак. Обязанностью патриарших певчих являлось исполнение церковного пения при патриаршем служении. Нередко они пели в царском дворце или доме патриарха, а также на службах, заказываемых отдельными лицами. Патриаршие певчие в совершенстве знали самый употребительный и старый в русской церкви знаменный (или столповой) распев, большое и малое демественное пение. Также им было известно трехстрочное йение, а со второй половины XVII в. — греческий (большой и малый) распев. За свою службу певчие получали с патриаршего житного двора съестные припасы (до 400 четвертей ржи, столько же четвертей овса), а из патриаршей казны денежное жалованье (в 1626 г. 186 рублей на 29 человек, в 1698 г. — 309 рублей на 50 человек). Кроме этого, певчие получали и другие доходы — деньги славленые, служебные, пошлинные, милостынные и наградные за отдельные богослужения.

Подробные онлайн карты остальных населенных пунктов района Таганского детальная онлайн карта россии большого разрешения с населенными пунктами бесплатно

Новоселенский переулок
Трудовая улица
Верхний Таганский тупик
1Крутицкий 1-й переулок

Новоспасский переулок
Устьинская набережная (наб)
Верхняя Радищевская улица
1Крутицкий 2-й переулок

Новоспасский проезд
Устьинский проезд
Волгоградский проспект
1Крутицкий 3-й переулок

Новорогожская улица
Товарищеский переулок
Верхний Новоспасский проезд
1Крутицкая улица

Новоконная площадь
Тихий тупик
Вековая улица
1Крутицкая набережная (наб)

Николоямской переулок
Таганская улица
Большой Факельный переулок
1Крестьянская Застава площадь

Николоямской переулок
Тессинский переулок
Брошевский переулок
1Крестьянская площадь

Николоямской тупик
Тетеринский переулок
Ведерников переулок
1Крестьянский тупик

Обуха переулок
Хлебников переулок
Воловья улица
1Крутицкий 4-й переулок

Певческий переулок
Чесменская улица
Воронцовская улица
1Лавров переулок

Рабочая улица
Яузская улица
Гончарный 1-й переулок
1Малый Калитниковский проезд

Рабочий 1-й переулок
Яузские Ворота площадь
Гончарный 2-й переулок
1Малый Николоворобинский переулок

Рогожская Застава площадь
Яузский бульвар
Гончарный проезд
1Малый Полуярославский переулок

Прямикова улица
Яузский бульвар
Гончарная улица
1Малый Дровяной переулок

Полуярославская набережная (наб)
Яузские Ворота площадь
Гончарная набережная (наб)
1Малые Каменщики улица

Пестовский переулок
Шелапутинский переулок
Воронцовский переулок
1Лыщиков переулок

Петропавловский переулок
Энтузиастов бульвар
Гвоздева улица
1Малая Андроньевская улица

Подгорская набережная (наб)
Яузская улица
Гжельский переулок
1Малая Калитниковская улица

Николоямской переулок
Таганская площадь
Большой Симоновский переулок
1Краснохолмская набережная (наб)

Николоямская улица
Сыромятнический 2-й переулок
1Большой Рогожский переулок

1Котельнический 5-й переулок

Мельникова улица
Сибирский проезд
1Аристарховский переулок

1Иерусалимская улица

Мельницкий переулок
Сивяков переулок
1Беленовский проезд

1Иерусалимский проезд

Михайловский проезд
Симоновский Вал улица
1Берников переулок

1Известковый переулок

Международная улица
Серебрянический переулок
1Арбатецкая улица

1Землянский переулок

Маяковского переулок
Серебряническая набережная (наб)
1Андроньевский проезд

1Дубровская 2-я улица

Марксистская улица
Рюмин переулок
1Абельмановская улица

1Добровольческая улица

Марксистский переулок
Саринский проезд
1Андроньевская набережная (наб)

1Добровольческий переулок

Мартыновский переулок
Сергия Радонежского улица
1Андроньевская площадь

1Дубровская 1-я улица

Моревский проезд
Скотопрогонная улица
1Берниковская набережная (наб)

1Качалинская улица

Москворецкая набережная (наб)
Солянский тупик
1Библиотечная улица

1Ковров переулок

Нижний Таганский тупик
Станиславского улица
1Большой Дровяной переулок

1Котельнический 2-й переулок

Нижняя Радищевская улица
Стройковская улица
1Большой Калитниковский проезд

1Котельнический 3-й переулок

Николоямская набережная (наб)
Съезжинский переулок
1Большой Николоворобинский переулок

1Котельнический 4-й переулок

Нижегородский переулок
Средняя Калитниковская улица
1Большой Ватин переулок

1Котельнический 1-й переулок

Нижегородская улица
Средний Наставнический переулок
1Большие Каменщики улица

1Котельническая набережная (наб)

Народная улица
Сосинская улица
1Большая Андроньевская улица

1Коммунистический переулок

Народная улица
Сосинский проезд
1Большая Калитниковская улица

1Костомаровская набережная (наб)

Наставнический переулок
Средний Международный переулок
1Большая Коммунистическая улица

1Костомаровский переулок

Рогожский Вал улица
Малый Факельный переулок
1Динамовская улица

1Абельмановская Застава площадь

Рюмин переулок
Малый Рогожский переулок
1Динамовский 2-й переулок

Подробная онлайн карта района Таганского

Координаты: 55.743252° северной широты 37.664909° восточной долготы

Ознакомьтесь с онлайн картой района Таганского. Для удобства Вы можете рассмотреть карту со спутника, либо в виде схемы (схематическая). При просмотре карты со спутника можно детально рассмотреть местность и найти нужный объект на карте района Таганского.

При включении карты в виде схемы, с отображением названия объектов, отчетливо видны названия улиц и номера домов.

Карта имеет высокое разрешение, благодаря этому, можно достаточно детально рассмотреть мельчайшие объекты.

При возникновении необходимости увеличения или уменьшения масштаба карты района Таганского .

Поиск по сайту

Введите в поисковую строку ниже желаемый населенный пункт, для удобства используйте выпадающие подсказки.

А ещё на нашем сайте представлена спутниковая карта округа города ЦАО.

Рогожская ямская слобода

Сама же Николоямская улица и переулки напоминают о ямской слободе. В XV в. здешние земли, принадлежавшие Андроникову монастырю, перешли к Ивану III, устроившему здесь сады. В XVI в. здесь поселяются ямщики, которых к 1671 г. сменили стрельцы. Главным храмом здесь была Троицкая церковь, известная с 1642 г. и снесенная к 1959 г. Что касается ямщиков, то их дома были перенесены несколько восточнее, по той же Николоямской улице, и их поселение получило название Рогожской ямской слободы, названной так по ближайшему к первопрестольной яму, находившемуся в селе Рогожь (ныне город Ногинск). В 1628 г. в ней было 67 дворов, а в 1653 г. уже 142 двора. Центральной улицей слободы считалась 1-я Рогожская (ныне Школьная). По воспоминаниям современников, в первой половине XIX в. она вся сплошь состояла из постоялых дворов, в которых останавливались все обозы, проходившие по Владимирскому и Рязанскому трактам. Слобода, уже включенная в черту города, процветала до тех пор, пока не провели железную дорогу.

Крутицы

Современные Крутицкие набережная, улица и переулки напоминают о Крутицах. Свое название это место получило по Крутицкому монастырю, возникшему в самом начале XIV в. Его возникновение самым тесным образом связано с историей Золотой Орды.

После монголо-татарского нашествия в столице Орды городе Сарае, лежавшем в низовьях Волги, очутилась масса пленников из славянских народов — различных мастеров и знатоков ремесел, которых захватили татары. Позднее сюда постоянно приезжало множество русских купцов и «гостей», торговавших со странами Востока. Татарские ханы прекрасно понимали, что могут удержать власть над огромным конгломератом народов с различными языками и верованиями только при помощи священнослужителей. В 1261 г. по ходатайству князя Александра Невского русским в столице Орды было дозволено проводить христианские богослужения. Тогдашний митрополит «всея Руси» Кирилл направил сюда православного епископа. Так была создана Сарская епархия Русской церкви, обнимавшая территорию Нижнего Поволжья, Приазовья и Северного Кавказа.

По различным делам сарским епископам приходилось нередко бывать на Руси, в том числе и в Москве. Для размещения епископа и его многочисленной свиты в столице Московского княжества ему необходимо было иметь свое подворье (резиденцию). Неудивительно, что оно возникло именно в Крутицах — ближайшем предместье Москвы, рядом с тем местом, где заканчивалась долгая и трудная дорога из Орды. По преданию, в самом конце XIII в. в Москву приехал сарский епископ Варлаам. По его просьбе московский князь Даниил выделил ему место для подворья. Вскоре здесь был поставлен деревянный храм, устроен обширный двор с различными постройками, огороженный деревянной стеной. Так возник Крутицкий монастырь. И после смерти Варлаама подворье оставалось собственностью епископов сарских и подонских и служило для их временного пребывания на случай приезда в Москву.

Сарские епископы продолжали жить в Сарае вплоть до XV в. Но после Куликовской битвы 1380 г. Золотая Орда вступила в эпоху упадка, а к середине XV в. Орда окончательно распалась на три ханства — Казанское, Астраханское и Крымское и целый ряд более мелких полунезависимых владений, постоянно враждовавших между собой. В бывшей столице Золотой Орды оставаться было просто небезопасно, и поэтому в середине XV в. епископ сарский Вассиан решает окончательно покинуть низовья Волги. Он постоянно живет на Крутицах и в итоге переносит сюда епископскую кафедру, а еще позднее образовалась самостоятельная Крутицкая епархия, куда входили церкви современных Калужской, Тульской, Орловской и части Московской областей. Слобода была небольшой. В 1632 г. в ней значилось всего 20 дворов.

Гончарная слобода

Целый пласт названий, связанных с гончарами (Гончарные набережная, улица, проезд, два переулка), напоминают о существовавшей здесь в XVII в. Гончарной слободе. Ее главным храмом была церковь Воскресения Христова, «что в Гончарах». Она была восстановлена после Смуты около 1619 г., к 1649 г. ее перестроили в камне, а слобожане украсили изготовленными ими же изразцами. Рельефы изразцов содержали сюжетные композиции на тему обороны Троице-Сергиева монастыря от поляков. Хотя по существу храм являлся памятником одному из главных событий Смутного времени, он был разрушен в 1932 г. Слобода была одной из самых больших в Москве (в 1679 г. здесь отмечены 89 дворов) и здесь существовал второй приходский храм Успения Богородицы «в Гончарах, в Спасской слободе». По имеющимся данным он возник еще до Смутного времени начала XVII в., но затем довольно долго не восстанавливался и поэтому в 1632 г. был записан как «новоприбылый».

Воронцово

Пожалуй, древнейшим поселением этого района являлось село Воронцово, располагавшееся на правом берегу Яузы, неподалеку от ее устья. Ныне о нем напоминает лишь название московской улицы Воронцово поле. По весьма обоснованному предположению И.Е. Забелина, оно обязано своим происхождением роду московских бояр Воронцовых, которым и принадлежало на рубеже XIV—XV вв. Позднее оно оказалось у Андроникова монастыря. Во второй половине XV в. эти земли у обители выменял великий князь Иван III, приступивший к созданию здесь одной из своих пригородных великокняжеских резиденций. В 1504 г. он завещал своему сыну Василию среди прочих и «селцо Воронцовское на Яузе, где мой двор». Этот загородный двор упоминается и позднее, когда в 1515 г. Василий III, «приехав в Москву, летовал в Воронцове на своем дворе». Он же приказал приезжему архитектору Алевизу Фрязину возвести в селе одну из первых каменных в Москве Благовещенскую церковь, здание которой, хотя и с многими переделками, уцелело до сих пор. Впоследствии она была более известна по своему приделу во имя пророка Ильи.

По соседству с Воронцовом уже в XIV в. располагался небольшой Лыщиков монастырь, в котором, по преданию, впрочем не подтвержденному документально, принял постриг брат знаменитого Сергия Радонежского Стефан. Он упоминается в завещаниях Ивана III и его внука Ивана IV, а о его местоположении можно судить по современному Лыщикову переулку.

Семеновская слобода

Земли за Таганской заставой начали заселяться с XVII в., когда сюда переселили слобожан из Воронцовской слободы на Яузе и из Семеновской слободы в начале Таганской и Николоямской улиц. В 1639 г. они образовали Новую Воронцовскую и Семеновскую слободы. После перевода столицы в Петербург многих обитателей этих слобод переселили в начале XVIII в. на берега Невы, и, как следствие этого, здесь начали селиться купцы и мещане, не имевшие отношения к занятиям прежних обитателей этих мест. Во второй половине XVIII в. бывшая черная Семеновская слобода уже именовалась купеческой, а Воронцовская — «слободой разных чинов людей».

Иноземная слобода

Недолгое время в XVII в. здесь также существовала небольшая иноземная слобода, которую населяли, по данным 1638 г., поляки и литовцы. Тогда здесь было 52 двора. Позднее, во второй половине XVII в., здесь появились грузины, которые возвели церковь Грузинской иконы Божьей матери на Воронцовом поле (нынешний переулок Обуха когда-то  именовался по ней Кривогрузинским переулком). Но постепенно стрельцы вытеснили отсюда старых жителей за Яузу, где образовалась Новая Воронцовская слобода (в районе нынешней одноименной улицы).

Основным здесь являлось ремесленное население. Яуза была надежной преградой для пожаров, и тут поселяются ремесленники, деятельность которых так или иначе была связана с необходимостью применения огня.

Таганная слобода

Этот современный московский район получил своё название по Таганной слободе, одной из многих расположившихся в Земляном городе, между нынешними Бульварным и Садовым кольцами ремесленных слобод. Здесь жили таганники. Таганом называлась железная подставка (обруч на ножках) для котла или другой посуды, применяющаяся при варке пищи на открытом огне. В 1632 г. в слободе отмечено 93 двора. Ее центром являлась церковь Космы и Дамиана «в Таганной слободе», известная с 1625 г., хотя, судя по всему, она существовала раньше. В 1657 г. она показана деревянной, а в 1659—1662 гг. была перестроена в камне.

Серебряники

Серебрянические переулок и набережная сохранили память о слободе серебряников, в которой жили мастера денежного Серебряного двора, именовавшегося также и Троицким, по одноименной церкви. Церковь Троицы еще долго называлась «что в Старых Серебряниках», или «что в денежных мастерах». Она упоминается в 1620 г. как деревянная, а в 1657 г. показана уже каменной.

Серебряное литье, которым славилась Москва, начинает развиваться в ней с XIV в. Об этом свидетельствует существование специальной пошлины на серебряное литье, упоминающейся в духовной грамоте князя Владимира Андреевича Серпуховского начала XV в. Изделия московских серебряников ценились высоко. Крымский хан Менгли-Гирей в конце XV в. специально просил Ивана III прислать ему серебряные чары «доброго дела», вместимостью в два ведра, и серебряные кубки, соответствующие их размеру. «У нас так сделати мастера доброво не добыта, а у тебя, у брата моего, такие есть», — писал хан. При этом среди серебряников были не только русские, но и иностранцы.

По сведениям XVII в., серебряники находились в ведении Серебряного приказа, ответственного за изготовление серебряной посуды для царского двора. Часть мастеров получала регулярное «государево» жалованье, часть была вольнонаемной. Крупные серебряные изделия чаще изготовлялись на заказ, а серебряную мелочь — кольца, серьги, нательные кресты — можно было приобрести на рынке. Поскольку своего серебра на Руси практически не было, можно отметить своеобразие расчетов с серебряниками. Мастеру выдавалось серебро, как правило, иностранной монетой, шедшей в передел, в количестве, равном по весу готовым изделиям, и, кроме того, отдельно оплачивалась стоимость работы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector